Главное преимущество использования «золотого сечения» в том, что оно позволяет сохранить баланс даже в самых невероятных асимметрических конструкциях.

«Золотое сечение» — деление отрезка на части в таком соотношении, при котором большая часть относится к меньшей как сумма к большей. Эту пропорцию обозначают греческой буквой ϕ (фи). Только ϕ отношение дает непрерывное деление отрезка прямой в «золотой пропорции». Увеличивая или уменьшая его до бесконечности, больший отрезок всегда будет относиться к меньшему как сумма двух к большему.

Принцип «золотого сечения» активно применяется в киноискусстве. Основные компоненты кадра располагают в особых точках – зрительных центрах. Часто используются четыре точки, расположенные на расстоянии 3/8 и 5/8 от соответствующих краев плоскости.
Если наложить эту сетку на лицо человека, то четыре выделенные точки будут соответствовать зрачкам глаз и улыбающимся уголкам губ. В этом и есть основной секрет улыбки Джаконды. Это гениальный ответ на вечный вопрос, почему нам намного приятнее смотреть на улыбающееся лицо человека.
Сознательно или бессознательно этому математическому принципу подчиняются все художники, фотографы, дизайнеры и стилисты – все те, кто создают красоту.
Чтобы узнать историю возникновения пропорций, обратимся к изображению человека в искусстве Европы. У Поликлета есть сложная философская работа, которая называется канон. Сводится она к тому, что Поликлет, который был учеником Пифагора и прямым наследником милетской школы, пифагорийскую систему перевел на язык искусства и обобщил тот опыт, который существовал в античной Греции, а также создал вещь, которая является каноном вплоть до настоящего времени. По этим канонам сделаны все европейские скульптуры, вплоть до Давида Микеланджело.

В этом законе содержится ответ на вопрос, почему маленькая страна Средиземноморья, которая не имела общего государства, которая никогда не переставала воевать, не имела единого политического управления: Спарта была аристократическим рабовладельческим союзом, Афины – морской торговой рабовладельческой державой, Фивы – земледельческими, создала культуру, оказывающую влияние на европейское искусство и науку вплоть до наших дней. Просуществовали они 500 лет и исчезли, как чудное мгновение, а их искусство до сих пор обслуживает весь мир, вот это загадка. Дело в том, что одна из центральных проблем культуры, которая обслуживает до сих пор мир, проблема «золотого сечения», это объективный закон, открытый греками.

Очень долго рассматривая античный хиазм, ученые наблюдали обстоятельства – у всех античных фигур отлетали головы, они дошли до нас без голов. Почему это происходит? Потому, что они были влюблены в человеческое тело, в его движение, в мускулатуру, а голова была нужна как баланс, приставка, в ней ничего нет? С этим трудно согласиться. Голова для античной скульптуры не менее значимое. Это величайшая наша беда, что мы получаем античность в руинах, обломках, потому что она входит в единый закон Хиазма. Все эти античные головы необыкновенно содержательны, как и вся система хиазма. Они все подобно сечению хиазма и золотому сечению, и квадрат, и круг разом, т.е. этот самый квант, и частица, и волна. Они являются системой интровертности, глубокого погружения в себя, и, в то же время являются системой экстравертности, выхода из себя. Здесь даже в выражениях лиц волевое экстравертирование и философское меланхолическое интравертирование, в этих античных головах и лицах существует разум.
Направленность головы, определенный ракурс, движение руки и вместе с тем абсолютное погружение в себя, одновременный эмоциональный заряд внутрь и наружу. Эти головы и представляют собой коллективное психологическое зеркало эллинского мира. Именно античный портрет всегда дает через одного героя коллективный портрет целостности мира духовной, а не поэтической. Человек должен быть сильным, мужественным, он должен быть сложен так, чтобы у него палец большой руки три раза укладывался в голове, чтобы он не хромал. На олимпиадах и состязаниях эфебов Греция просматривала себя в идеальное коллективное зеркало. Герои олимпиады, это герои всей Греции. Такова скульптура «дельфийский возничий». У этих статуй одинаковые лица. Он представляет собой всю Грецию, а вся Греция представлена им. Это собирательный портрет массы.
