Часть 1. Что такое культура.
Хотелось бы начать с того, когда вообще у человека зародилась культура.
Примерно от 70 до 30 тысяч лет назад, а возможно и раньше, появились новые способы думать и общаться, этот промежуток времени считается историками временем когнитивной революции. Появление и развитие у человека способностей «придавать смыслы» и является началом человеческой культуры.
Например, в Египетской цивилизации ярко выражена культура захоронения, придание смысла «загробной жизни человека». Они верили, что человеку в «загробной жизни» понадобится все то, что он имел в земной жизни. Они старались как можно дольше сохранить тело человека, бальзамируя его специальными составами, делали гробницы, куда переносили ценные и важные вещи человека, которые служили ему в жизни. Это один из ярких примеров зарождения культуры. Возникновение ритуальности, обрядности разных событий.
Ключевая фраза — «они в это верили». Культура берет начало в коллективном воображении людей.
Только люди, человеческий род, может обсуждать вещи гипотетические, иными словами, «забивать себе голову фантазиями», и верить собственным вымыслам. Но, именно поэтому и мир в наших руках, человек правит миром. Потому что, коллективное воображение способствует гибкому сотрудничеству внутри больших групп людей, человек может договориться с большим количеством незнакомых «сородичей», благодаря единым принятым правилам, иными словами, культуре.
Часть 2. Феномен торговли. Феномен одежды, и развития культуры одежды.
Мы начали с раскрытия понятия культуры, потому что заявленная тема «культура одежды» имеет под собой историческую часть, «как все формировалось», и смысловую, «какое значение и смыслы лежат в понятии и понимании одежды.
То, что мы сейчас в центре Сибирского города Томска продаем одежду, и какую мы продаем одежду, привезенную напрямую из Италии и Германии, дизайнерскую, исторически обусловлено феноменом торговли. Феномен торговли развивается с незапамятных времен, торговля – форма взаимодействия между людьми, форма обмена культурой. Это один из феноменов социума, который обуславливает развитие человека.
Культура одежды – формировалась как одно из проявлений, результат торговли, взаимодействия между разными народами, странами.
Например, здесь и сейчас в Томске мы продаем одежду Италии, в том числе марку Кангра, которая специализируется на использовании кашемира, который изготавливается из шерсти кашмирских коз, которых разводят в Китае. А изначально вывели такую породу коз с шерстью особых уникальных свойств в провинции Кашмир в Индии. Вот такая история взаимодействия культур.
Язык одежды уникален, т.к. он формировался, менялся исторически веками, служил человеку для развития, и являлся и является сейчас средством трансляции определенной информации о себе, недаром говорят, «встречают по одежке».
Возникнув из практической потребности в защите от внешней среды, одежда практически сразу приобрела не только эстетическую, но и этическую функции.
Часть 3. Как культура одежды перешла на уровень искусства.
Этическую функцию, т.е. функцию воспитания человека, воспитания «человека в человеке», иными словами, пробуждение и созревание в человеке способности чувствовать, чувствовать мир, чувствовать другого человека. Чтобы человек интересовался не только физическими потребностями, но и духовными, что и делает его человеком, человеком культурным, эту этическую функцию несет в себе главным образом, искусство.
Искусство помогает нам прочитать, как жили, как чувствовали, что чувствовали, какая была культура человека в разные промежутки нашей истории, и, что происходит сейчас.
Например, у Паолы Волковой есть знаменитая книга «Мост через бездну», она показывает, как художники протягивают руку нам, обществу пройти через эту бездну «не видения» и непонимания мира. Художники транслируют нам понимание происходящего в мире, и происходящего в человеческой душе.
У нас нет цели исторической, поэтому мы пропускаем пласт истории – одежда Эпохи Возрождения, эпохи Средневековья; есть цель определения культуры, смыслового поля одежды.
Яркий пример диалога художника с дизайнером одежды, творчество Эльзы Скиапарелли. Эльза Скиапарелли сделала первый шаг к диалогу, открывшему связь между искусством и модой. Большую роль сыграла ее дружба с испанским художником Сальвадором Дали. «Достоние сюрреалистического искусства состояло в том, что оно развивало идеи, объединяющие учение современных психоаналитиков с визуально деструктивными, иногда искаженными образами. Достаточно вспомнить изображения человека на картинах Дали.
Визуальная и вербальная образность, основанная на воображении и погружающаяся в подсознание, противопоставляла зрителю иной тип реальности, вызывая замешательство. В то время, как меркантильность создания моды считалась гораздо менее заслуживающей теоретического анализа, совместная работа художников – сюрреалистов и Скиапарелли во многих аспектах исследовала границы и предназначение одежды».
Таким образом, дизайнер как бы поднялась над «скучной реальностью создания платья лишь с целью продажи».
То есть, одежда тоже стала как бы неким способом для человека увидеть свое подсознание.
1937 год. Создание принта «Лобстер» стало провокацией – расположение лобстера на одн6отонном светлом платье из органзы. Сопоставление невинного легкого белого платья и кроваво – красного огромного лобстера, стратегически расположенного между бедер.
Иными словами, если рассматривать одежду как форму искусства, она нужна для отражения общества в моменте. Для того, чтобы человек (общество) смог открыть глаза, увидеть себя.
«Рваное» платье
Платье длинною до пола, сшитое из бледно – голубого шелкового крепа, с помощью художественной обманки производит впечатление изодранных лоскутов, полувырванных из платья и оставленных уродливо свисающими.
«Намеренно испорченный принт вызвал замешательство. То ли это лоскуты ткани, то ли содранная с кровоподтеками кожа. Это озадачило зрителя.
Контраст между предназначением красивого вечернего платья и изорванной материи вызывает замешательство.
Рваная ткань намекает на определенный уровень насилия, сопоставляя пышное богатство с отрепьями и бедностью. Это даже могло быть мрачным предзнаменованием неминуемо наступающей войны.
На этом ярком примере видно, что одежда имеет свое предназначение для человека, она направляет общество – увидеть себя, посмотреть на себя, мода, дизайнерские коллекции имеют такой подтекст.
Например, пару лет назад активно взятая тема «миллитари» (военная тема) отражала состояние общества.
Сейчас основные темы – это флора, цветы, — возрождение, обращение к природе. Геометрия – обращение задуматься о правильных пропорциях человека, о совершенстве формы и времени. Спорт шик – обращение задуматься о здоровом образе жизни, сочетание красоты и комфорта для настоящей динамики жизни. И главная тема – это восточный стиль, азиатский стиль. Обращение Европейской части к Востоку обретает весомое значение.
Например, искусствовед Паола Волкова в своих книгах говорит о разнице изобразительного искусства Европы и Востока, разнице восприятия. В Европе портрет и картина воспринимается как окно, мы смотрим на нее. На Востоке восприятие зеркала, картина смотрит на нас.
В этой тенденции возрастания интереса к восточной культуре есть некий призыв – обратиться к себе, внутрь себя, позадавать себе вопросы, проявить истинный интерес к себе.
И мы хотели рассмотреть культуру одежды как культуру отношения к себе, культуру взаимодействия с самим собой.
Часть 4. Культура одежды как форма взаимодействия с самим собой.
Мы можем выйти из дома без сумочки, зонта, часов, украшений, выйти без одежды мы не можем. Выбирая одежду, вместе с ней человек несет определенную единую энергетику.
Одежда оказывает человеку большую помощь через эмоции. Эмоциональность нашего «наряда» вызывает в нас определенные эмоции. Например, мы выбираем более эмоциональную одежду на свидание, т.е. одежду, которая вызывает в нас большую эмоцию. Отсюда и наоборот, можно и нужно ежедневно получать энергию через эмоции от одежды.
Человек с помощью одежды настраивается. Одежда – инструмент настройки человека на определенные действия, события.
Если человек транслирует определенный имидж, одежда создает определенную систему настройки на решение задач. Так, например, элементы спортивного стиля в одежде транслируют решимость к действию.
На 1м уровне (первичное состояние) первичная потребность – хорошо сохранить форму. Для этого ткань должна быть более жесткая, плотная, одежда должна как корсет поддерживать человека. Общество нуждается в определенной собранности.
На более высоком уровне человек через одежду транслирует свою культуру. И если человек осознанно это делает, то он несет еще больше информации и пользы миру.
Нужно одеваться очень стильно и сексуально, подчеркивать гендерную принадлежность, потому что человек должен уметь создать семью, продолжение рода, свой мир. Одежда позволяет человеку настроиться на уровне тела, создать эмоцию. А если эмоциональный ум более развит, это дает человеку все преимущества. Так как управление идет с помощью эмоций, а ум включается тогда, когда вариант уже выбран.
Одежда нужна не для набора вещей, а для новой эмоции, не для ума, а, чтобы «душу грело».
Энергия от вещи живет более двух лет, через 4 года – эмоция от вещи уже умирает.
Чтобы семья решала свои задачи хорошо и быстро, женщину нужно поддерживать в хорошем эмоциональном состоянии, для этого нужно обновлять вещи.
Сейчас эмоциональность намного важнее функциональности. Материальный мир полезен человеку именно с эмоциональной точки зрения.