История возникновения пропорций

История возникновения пропорций

Лекторий «Наряжаться красиво». История возникновения пропорций. «Золотое сечение».

Главное преимущество использования «золотого сечения» в том, что оно позволяет сохранить баланс даже в самых невероятных асимметрических конструкциях.

«Золотое сечение» – это определенное, наиболее гармоничное соотношение частей или пропорций какого – либо предмета. Форма, выполненная по законам «золотого сечения» способствует наилучшему зрительному восприятию и появлению ощущения красоты и гармонии. Пропорции «золотого сечения» использовали еще в Древнем Египте и Древней Греции. Сам термин «золотое сечение» появился гораздо позднее у Леонардо да Винчи, когда он искал меры для создания идеальных пропорций человеческого тела.

«Золотое сечение» – деление отрезка на части в таком соотношении, при котором большая часть относится к меньшей как сумма к большей. Эту пропорцию обозначают греческой буквой ϕ (фи). Только ϕ отношение дает непрерывное деление отрезка прямой в «золотой пропорции». Увеличивая или уменьшая его до бесконечности, больший отрезок всегда будет относиться к меньшему как сумма двух к большему.

Справедливость теории «золотого сечения» ученые неоднократно проверяли на греческих статуях, вазах, архитектурных сооружениях.

Принцип «золотого сечения» активно применяется в киноискусстве. Основные компоненты кадра располагают в особых точках – зрительных центрах. Часто используются четыре точки, расположенные на расстоянии 3/8 и 5/8 от соответствующих краев плоскости.

Если наложить эту сетку на лицо человека, то четыре выделенные точки будут соответствовать зрачкам глаз и улыбающимся уголкам губ. В этом и есть основной секрет улыбки Джаконды. Это гениальный ответ на вечный вопрос, почему нам намного приятнее смотреть на улыбающееся лицо человека.

Сознательно или бессознательно этому математическому принципу подчиняются все художники, фотографы, дизайнеры и стилисты – все те, кто создают красоту.

 

Чтобы узнать историю возникновения пропорций, обратимся к изображению человека в искусстве Европы. У Поликлета есть сложная философская работа, которая называется канон. Сводится она к тому, что Поликлет, который был учеником Пифагора и прямым наследником милетской школы, пифагорийскую систему перевел на язык искусства и обобщил тот опыт, который существовал в античной Греции, а также создал вещь, которая является каноном вплоть до настоящего времени. По этим канонам сделаны все европейские скульптуры, вплоть до Давида Микеланджело.

Основа этого канона заключается в его композиции, композиция эта называется хиазм, так же этот канон заключается в пропорциях, которые дают 1/6 часть отношения головы к человеческому телу, но это только формальные признаки канона. По существу, хиазм, – это очень глубокое, не только эстетическое, но и этическое понятие. Также, это пространственно – временная система. Вы никогда не сможете сказать, находится ли герой в движении или в статике, переходит ли эта фигура из движения в статику или из статики переходит в движение, т.е. запечатлена одновременность динамики и статики. Это не переход из одного в другое, а это есть одновременно движение и статика. Как частица, которая одновременно обозначает частицу и волну, квант. Хиазм равен понятию кванта в физике, это понятие одновременности движения и статики. Но в хиазме заложена еще более глубокая сущность, во всех его элементах, за основу измерения берется большой палец правой руки мужчины, он откладывается определенное число раз в голове, затем размер головы откладывается в туловище. Ножка циркуля ставится в пупок, обводится круг; руки, расставленные определенным образом, дают квадрат, эта система дает идеальное золотое сечение, вычисленное Пифагором как философом и теоретиком и Поликлетом, как философом и скульптором, как закон, который до сих пор не подлежит пересмотру, как закон Ньютона. В настоящий момент человеческая школа постоянно ими пользуется.

 

В этом законе содержится ответ на вопрос, почему маленькая страна Средиземноморья, которая не имела общего государства, которая никогда не переставала воевать, не имела единого политического управления: Спарта была аристократическим рабовладельческим союзом, Афины – морской торговой рабовладельческой державой, Фивы – земледельческими, создала культуру, оказывающую влияние на европейское искусство и науку вплоть до наших дней. Просуществовали они 500 лет и исчезли, как чудное мгновение, а их искусство до сих пор обслуживает весь мир, вот это загадка. Дело в том, что одна из центральных проблем культуры, которая обслуживает до сих пор мир, проблема «золотого сечения», это объективный закон, открытый греками.

Хиазм подразумевает не только определенный тип композиции, одновременности движения и статики, он подразумевает еще очень сложный момент, который присущ грекам изначально. Древневосточная культура, к которой относятся государства Междуречья и Египта, это культура – орнамент, культура симметричная, основной закон культуры государства Междуречья и Египта – это закон симметрии, закон неподвижности, закон ритуальности, закон ритуальной маски, это симметрия всегда есть статика и абстракция, это искусство идеальных масок. Искусство движения – это искусство взаимоотношений и взаимосвязей, Античное искусство воспроизводит сразу две системы: постоянную, как личность с ее орнаментальной симметрической статикой и великую силу диалектического движения Европы. Закон связи и закон разрыхления или освоения пространства. Египет как культура существует вне времени и пространства, а в Древней Греции существует одновременно два великих закона – две различные системы.

Очень долго рассматривая античный хиазм, ученые наблюдали обстоятельства – у всех античных фигур отлетали головы, они дошли до нас без голов. Почему это происходит? Потому, что они были влюблены в человеческое тело, в его движение, в мускулатуру, а голова была нужна как баланс, приставка, в ней ничего нет? С этим трудно согласиться. Голова для античной скульптуры не менее значимое. Это величайшая наша беда, что мы получаем античность в руинах, обломках, потому что она входит в единый закон Хиазма. Все эти античные головы необыкновенно содержательны, как и вся система хиазма. Они все подобно сечению хиазма и золотому сечению, и квадрат, и круг разом, т.е. этот самый квант, и частица, и волна. Они являются системой интровертности, глубокого погружения в себя, и, в то же время являются системой экстравертности, выхода из себя. Здесь даже в выражениях лиц волевое экстравертирование и философское меланхолическое интравертирование, в этих античных головах и лицах существует разум.

Направленность головы, определенный ракурс, движение руки и вместе с тем абсолютное погружение в себя, одновременный эмоциональный заряд внутрь и наружу. Эти головы и представляют собой коллективное психологическое зеркало эллинского мира. Именно античный портрет всегда дает через одного героя коллективный портрет целостности мира духовной, а не поэтической. Человек должен быть сильным, мужественным, он должен быть сложен так, чтобы у него палец большой руки три раза укладывался в голове, чтобы он не хромал. На олимпиадах и состязаниях эфебов Греция просматривала себя в идеальное коллективное зеркало. Герои олимпиады, это герои всей Греции. Такова скульптура «дельфийский возничий». У этих статуй одинаковые лица. Он представляет собой всю Грецию, а вся Греция представлена им. Это собирательный портрет массы.

No Comments

Leave a Comment

Your email address will not be published.