Как формировалась культура одежды

Как формировалась культура одежды

Как формировалась культура одежды? Как знание этого помогает изменить вашу жизнь к лучшему?

Часть 1. Что такое культура.

Хотелось бы начать с того, когда вообще у человека зародилась культура.

Примерно от 70 до 30 тысяч лет назад, а возможно и раньше, появились новые способы думать и общаться, этот промежуток времени считается историками временем когнитивной революции. Появление и развитие у человека способностей «придавать смыслы» и является началом человеческой культуры.

Например, в Египетской цивилизации ярко выражена культура захоронения, придание смысла «загробной жизни человека».  Они верили, что человеку  в «загробной жизни» понадобится все то, что он имел в земной жизни. Они старались как можно дольше сохранить тело человека, бальзамируя его специальными составами, делали гробницы, куда переносили ценные и важные вещи человека, которые служили ему в жизни. Это один из ярких примеров зарождения культуры. Возникновение ритуальности, обрядности разных событий.

Ключевая фраза – «они в это верили». Культура берет начало в коллективном воображении людей.

Только люди, человеческий род, может обсуждать вещи гипотетические, иными словами, «забивать себе голову фантазиями», и верить собственным вымыслам. Но, именно поэтому и мир в наших руках, человек правит миром. Потому что, коллективное воображение способствует гибкому сотрудничеству внутри больших групп людей, человек может договориться с большим количеством незнакомых «сородичей», благодаря единым принятым правилам, иными словами, культуре.

Часть 2. Феномен торговли. Феномен одежды, и развития культуры одежды.

Мы начали с раскрытия понятия культуры, потому что заявленная тема «культура одежды» имеет под собой историческую часть, «как все формировалось», и смысловую, «какое значение и смыслы лежат в понятии и понимании одежды.

То, что мы сейчас в центре Сибирского города Томска продаем одежду, и какую мы продаем одежду, привезенную напрямую из Италии и Германии, дизайнерскую, исторически обусловлено феноменом торговли. Феномен торговли развивается с незапамятных времен, торговля – форма взаимодействия между людьми, форма обмена культурой. Это один из феноменов социума, который обуславливает развитие человека.

Культура одежды – формировалась как одно из проявлений, результат торговли, взаимодействия между разными народами, странами.

Например, здесь и сейчас в Томске мы продаем одежду Италии, в том числе марку Кангра, которая специализируется на использовании кашемира, который изготавливается из шерсти кашмирских коз, которых разводят в Китае. А изначально вывели такую породу коз с шерстью особых уникальных свойств в провинции Кашмир в Индии. Вот такая история взаимодействия культур.

Язык одежды уникален, т.к. он формировался, менялся исторически веками, служил человеку для развития, и являлся и является сейчас средством трансляции определенной информации о себе, недаром говорят, «встречают по одежке».

Возникнув из практической потребности в защите от внешней среды, одежда практически сразу приобрела не только эстетическую, но и этическую функции.

Часть 3. Как культура одежды перешла на уровень искусства.

Этическую функцию, т.е. функцию воспитания человека, воспитания «человека в человеке», иными словами, пробуждение и созревание в человеке способности чувствовать, чувствовать мир, чувствовать другого человека. Чтобы человек интересовался не только физическими потребностями, но и духовными, что и делает его человеком, человеком культурным, эту этическую функцию несет в себе главным образом, искусство.

Искусство помогает нам прочитать, как жили, как чувствовали, что чувствовали, какая была культура человека в разные промежутки нашей истории, и, что происходит сейчас.

Например, у Паолы Волковой есть знаменитая книга «Мост через бездну», она показывает, как художники протягивают руку нам, обществу пройти через эту бездну «не видения» и непонимания мира. Художники транслируют нам понимание происходящего в мире, и происходящего в человеческой душе.

У нас нет цели исторической, поэтому мы пропускаем пласт истории – одежда Эпохи Возрождения, эпохи Средневековья; есть цель определения культуры, смыслового поля одежды.

 

Яркий пример диалога художника с дизайнером одежды, творчество Эльзы Скиапарелли. Эльза Скиапарелли  сделала первый шаг к диалогу, открывшему связь между искусством и модой. Большую роль сыграла ее дружба с испанским художником Сальвадором Дали. «Достоние сюрреалистического искусства состояло в том, что оно развивало идеи, объединяющие учение современных психоаналитиков с визуально деструктивными, иногда искаженными образами. Достаточно вспомнить изображения человека на картинах Дали.

Визуальная и вербальная образность, основанная на воображении и погружающаяся в подсознание, противопоставляла зрителю иной тип реальности, вызывая замешательство. В то время, как меркантильность создания моды считалась гораздо менее заслуживающей теоретического анализа, совместная работа художников – сюрреалистов и Скиапарелли во многих аспектах исследовала границы и предназначение одежды».

Таким образом, дизайнер как бы поднялась над «скучной реальностью создания платья лишь с целью продажи».

То есть, одежда тоже стала как бы неким способом для человека увидеть свое подсознание.

1937 год. Создание принта «Лобстер» стало провокацией – расположение лобстера на одн6отонном светлом платье из органзы. Сопоставление невинного легкого белого платья и кроваво – красного огромного лобстера, стратегически расположенного между бедер.

Иными словами, если рассматривать одежду как форму искусства, она нужна для отражения общества в моменте. Для того, чтобы человек (общество) смог открыть глаза, увидеть себя.

«Рваное» платье

Платье длинною до пола, сшитое из бледно – голубого шелкового крепа, с помощью художественной обманки производит впечатление изодранных лоскутов, полувырванных из платья и оставленных уродливо свисающими.

«Намеренно испорченный принт вызвал замешательство. То ли это лоскуты ткани, то ли содранная с кровоподтеками кожа. Это озадачило зрителя.

Контраст между предназначением красивого вечернего платья и изорванной материи вызывает замешательство.

Рваная ткань намекает на определенный уровень насилия, сопоставляя пышное богатство с отрепьями и бедностью. Это даже могло быть мрачным предзнаменованием неминуемо наступающей войны.

На этом ярком примере видно, что одежда имеет свое предназначение для человека, она направляет общество – увидеть себя, посмотреть на себя, мода, дизайнерские коллекции имеют такой подтекст.

Например, пару лет назад активно взятая тема «миллитари» (военная тема) отражала состояние общества.

Сейчас основные темы – это флора, цветы, – возрождение, обращение к природе. Геометрия – обращение задуматься о правильных пропорциях человека, о совершенстве формы и времени. Спорт шик – обращение задуматься о здоровом образе жизни, сочетание красоты и комфорта для настоящей динамики жизни. И главная тема – это восточный стиль, азиатский стиль. Обращение Европейской части к Востоку обретает весомое значение.

Например, искусствовед Паола Волкова в своих книгах говорит о разнице изобразительного искусства Европы и Востока, разнице восприятия. В Европе портрет и картина воспринимается как окно, мы смотрим на нее. На Востоке восприятие зеркала, картина смотрит на нас.

В этой тенденции возрастания интереса к восточной культуре есть некий призыв – обратиться к себе, внутрь себя, позадавать себе вопросы, проявить истинный интерес к себе.

И мы хотели рассмотреть культуру одежды как культуру отношения к себе, культуру взаимодействия с самим собой.

Часть 4. Культура одежды как форма взаимодействия с самим собой.

Мы можем выйти из дома без сумочки, зонта, часов, украшений, выйти без одежды мы не можем. Выбирая одежду, вместе с ней человек несет определенную единую энергетику.

Одежда оказывает человеку большую помощь через эмоции. Эмоциональность нашего «наряда» вызывает в нас определенные эмоции. Например, мы выбираем более эмоциональную одежду на свидание, т.е. одежду, которая вызывает в нас большую эмоцию. Отсюда и наоборот, можно и нужно ежедневно получать энергию через эмоции от одежды.

Человек с помощью одежды настраивается. Одежда – инструмент настройки человека на определенные действия, события.

Если человек транслирует определенный имидж, одежда создает определенную систему настройки на решение задач. Так, например, элементы спортивного стиля в одежде транслируют решимость к действию.

На 1м уровне (первичное состояние) первичная потребность – хорошо сохранить форму. Для этого ткань должна быть более жесткая, плотная, одежда должна как корсет поддерживать человека. Общество нуждается в определенной собранности.

На более высоком уровне человек через одежду транслирует свою культуру. И если человек осознанно это делает, то он несет еще больше информации и пользы миру.

Нужно одеваться очень стильно и сексуально, подчеркивать гендерную принадлежность, потому что человек должен уметь создать семью, продолжение рода, свой мир. Одежда позволяет человеку настроиться на уровне тела, создать эмоцию. А если эмоциональный ум более развит, это дает человеку все преимущества. Так как управление идет с помощью эмоций, а ум включается тогда, когда вариант уже выбран.

Одежда нужна не для набора вещей, а для новой эмоции, не для ума, а, чтобы «душу грело».

Энергия от вещи живет более двух лет, через 4 года – эмоция от вещи уже умирает.

Чтобы семья решала свои задачи хорошо и быстро, женщину нужно поддерживать в хорошем эмоциональном состоянии, для этого нужно обновлять вещи.

Сейчас эмоциональность намного важнее функциональности. Материальный мир полезен человеку именно с эмоциональной точки зрения.

No Comments

Leave a Comment

Your email address will not be published.