Истории моды

Истории моды

Традиции высокой моды были заложены на рубеже 19-20 веков. Именно тогда было решено делать по две коллекции в год: весенне-летние (и показывать их в январе) и осенне-зимние (для показа в августе). Но специальных недель моды, привычных нам, тогда еще не существовало. Каждый дом устраивал показы новой коллекции в своём помещении и повторял эти показы множество раз, зачастую по 3 раза в день для своих клиентов. При этом размер манекенщицы, на которую шилась модель вовсе не обязательно соответствовал габаритам толстой старухи – миллионерши, которая сподобилась эту модель себе заказать и купить.

Главные требования от-кутюр сформировались в это время – в первую очередь оригинальность, новизна модели, её ручное изготовление, отделка кружевом и вышивкой ручной работы. Это позволяло взвинчивать цены до небес – так в моделях от-кутюр 1900-х годов в отделке использовались натуральные камни, даже бриллианты, драгоценные меха, золотая и серебряная нити, редчайшие ткани. Внутренние швы модели от-кутюр тех лет (впрочем, как и современные) так же прекрасны, как внешний вид этих нарядов. Ими можно любоваться…

Это и есть один из главных секретов мастерства. Все крючки и кнопки, которые используются в моделях от-кутюр, обтачаны шелком, металл не считается достаточно благородным для именитых заказчиков. На гриф Дома моды всегда наносится и порядковый номер модели, для того чтобы её можно было записать в реестр созданных шедевров. Изначально каждая модель производилась лишь в единственном числе, но после Второй Мировой войны Синдикатом высокой моды было разрешено делать по три копии – и продавать их исключительно в разных частях света, чтобы клиенты физически не могли столкнуться в одинаковых нарядах. А ведь подобные скандальный конфуз произошел как-то на Московском кинофестивале с Джиной Лоллобриджидой и Элизабет Тейлор… 

Другой важнейший закон Синдиката высокой моды касается количества моделей: в каждой коллекции их должно быть не менее 60, что ставит высокую профессиональную планку для всех парвеню. Модели от кутюр по правилам должны создаваться во Франции это значит руками француженок или французских портных. Нельзя делать вышивку в Индии или Китае, или отшить модели за границей. Для участия в показах высокой моды надо было быть членом Синдиката, теперь их осталось только 10ти, а в 1980м было около 20ти. Можно участвовать в виде приглашенного гостя, как когда-то Валентин Юдашкин или, например, Джанни Версаче.

Высокая мода как вид искусства была порождением монархии. Платье такого изысканного вкуса и качества, стоящие десятки тысяч долларов, нужны для баллов, свадеб, коронации, приемов, которых теперь в современном упрощённом обществе просто и в помине нет.

Поэтому, с падением монархии, стали умирать и дома высокой моды за отсутствием кредитоспособности клиента. После Первой мировой войны аристократы со временем заменили американские нувориши, потом после Второй Мировой Войны, когда в моду пришёл Dior, был всплеск буржуазной эйфории, Голливуд и бомонд требовали роскошных моделей. Даже Шанель вернулась из пенсионного отпуска в 1954 году, почувствовав востребованность… Но движение хиппи, война во Вьетнаме и 1968 год со своими студенческими революциями нанесли непоправимый ущерб высокой моде – Кристобаль Баленсиага верно сказал, что она тогда умерла. Главной причиной медленной смерти высокой моды, начавшейся в 1970 году и агонически затянувшейся до наших дней, стало появление pret-a-porter делюкс.

Одежду pret-a-porter делюкс делали те же дома, что и от кутюр, но гораздо дешевле, тиражируя притом модели десятки раз…Это, конечно, расширило клиентуру, но одновременно с этим лишило высокую моду ареола недоступности.

Дело это постоянно шло на убыль, и в конце 20 века сектор от-кутюр обслуживал лишь 2000 клиентов во всём мире, притом, что в каждом доме работает множество портных, подмастерьев, ассистентов, дизайнеров и другого персонала, которому надо платить. Конечно, бывают исключения – в Париже сейчас существует малюсенькие дома от кутюр, такие как «Аделин Андре» и «Доминик Сиро», но это исключение из общего правила. В начале XXI века, особенно после 11 сентября 2001 года, ситуация еще более ухудшилась, и теперь мир высокой моды обслуживает лишь около 200 клиентов. Кто же эти дамы, которые покупают платье за 10.000 евро и более?

В первую очередь на королевские и султанские дворы Ближнего Востока – Иордании, Саудовской Аравии, Бахрейна, Арабских Эмиратов, это миллионерши из Ливана, жёны султана Брунея, принцессы Марокко и другие красавицы восточного происхождения, которые носят наряды во дворцах, гаремах, вот почему мы почти никогда не видим в прессе фотографии этих платьев на клиентках после показов. А сами показы стоят невероятно дорого – до миллиона евро или более, если брать в расчет роскошные театрализованные показы у Джона Гальяно. Напрашивается вопрос: к чему это было выгодное производство? А для рекламы домов, более всего! Ведь платье за эти крупные деньги купит себе не всякая русская миллионерша, а вот духи, косметику, аксессуары, сумки, обувь, колготки и так далее захотят приобрести, глядя по телевидению на показ от-кутюр, миллионы женщин на земле. Вот отчего «Шанель», «Диор», «Готье» и «Гальяно» делают свои дорогостоящие показы – ведь конкуренция огромна, а заставить покупателей полюбить ваш, именно ваш продукт очень трудно!

Клиенток домов высокой моды для примерок обычно не вызывают. В каждом доме есть манекены с точными копиями торсов из главных клиенток – кормилиц – с особенностями их фигур. Таким образом, лишь в случае огромной необходимости или сам кутюрье, или его ассистент с закройщицей вылетают на примерку в Эр-Риярд, Марракеш, Нью-Йорк или Панаму. Все расходы входят в цену платья. Самую большую прибыль приносят свадебные и бальные платье, но таких заказов всё меньше…

Сегодня количество домов высокой моды в Париже колеблется между восемью и десятью – в зависимости от сезона и средств. Кутюр, конечно, не умрет, и в качестве вида искусства будет жить и дальше, но отношение к нему будет все более музейное, как, скажем, к операм эпохи барокко в наши дни.

Отрывок из книги А. Васильева «Судьбы моды»

No Comments

Leave a Comment

Your email address will not be published.